Реклама

НЕДВИЖИМОСТЬ  И  ЗАКОН



~ Налог на недвижимость
~ Оформление прав собственности на землю


Налог на недвижимость
23 июня Киевский городской совет установил с 1 января 2012 года в Киеве местный налог на недвижимое имущество. Ставка 1% от минимальной з.п. устанавливается на жилую площадь квартир от 120 до 240 кв. м и дома жилой площадью от 250 до 500 кв. м. На площади свыше указанных норм налог установлен в 2,7% размера минимальной зарплаты.
Киевсовет впервые устанавливает налоговые ставки?
- С принятием Налогового Кодекса органы местного самоуправления получили право устанавливать некоторые виды местных налогов и сборов. Именно этим правом и воспользовался Киевский городской совет. И, надо отметить, уже не первый раз. Поскольку у нас сегодня уже действует туристический сбор для тех, кто приезжает с туристической целью в столицу. Но при этом в 2011 году Киевсовет не устанавливал другие налоги и сборы, которые он, как орган местного самоуправления, может вводить согласно Налоговому Кодексу. Речь идет об 1 налоге и нескольких сборах.
В перечне наибольший интересным, на первый взгляд, является налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Что будет облагаться и что значит отличное от земельного участка?
- На земельные участки местные органы, и Киевсовет в том числе, не могут устанавливать такой налог. Исключительно только на другую недвижимость. Другая недвижимость – это есть здания и сооружения, на которые в установленном порядке оформлено и зарегистрировано право собственности. Отмечу сразу, что ранее такого налога не было. И думаю, что он является социально справедливым. И Киевские власти обосновано планируют его ввести.
Кто будет платить налог?
- Плательщиками этого налога являются все физические лица, независимо от того, являются ли они гражданами Украины или нет. Это касается и резидентов, и нерезидентов. Также плательщиками налога являются все юридические лица, которые являются владельцами объектов жилой недвижимости. Хочу особо подчеркнуть, налог касается исключительно жилой недвижимости - квартиры или дома
Исключений нет?
- Есть. Объектами такого налогообложения не являются дачные и садовые домики, которые пребывают на территории данной административной единицы. Но обратите внимание: только в количестве одного такого объекта. Если у гражданина есть 2 дачных домика (или дачный и садовый), то один из них будет объектом налогообложения. А один - нет.
Что и по какому принципу облагается?
- Налоговый Кодекс не содержит конкретных норм относительно того, какая именно площадь облагается налогом, а какая - нет. В Кодексе использован другой подход. Норма изложена следующим образом: база налогообложения уменьшается на 120 метров квадратных, если речь идет о квартирах. И на 250 метров квадратных, если касается жилых домов. Если площадь квартиры до 120 метров, то ровно на 120 метров уменьшается база налогообложения. Это как налоговая льгота. И тогда собственник такого жилья ничего платить не будет. Если площадь квартиры уже 125 кв. м, то на 120 кв.м. применяется налоговая льгота. И налог будет начисляться лишь за 5 кв м. Аналогичный подход и взиманию налога на дома. Но там льгота, соответственно, больше – 250 кв.м.
А если в собственности одного человека две квартиры? Или квартира и дом? А может, и еще больше?
- Да, таких случаев достаточно, когда человек (или фирма) является владельцем двух и больше квартир и домов. И здесь надо четко понимать: площади и льготы не суммируются. А облагается налогом каждый объект отдельно. Одна льгота относительно уменьшения налогообложения в 250 кв. м. или 120 кв. м. применяется исключительно к 1 объекту, в котором человек зарегистрирован. Или он может выбрать, к какому объекту льготу применить. Если человек владеет квартирой свыше 120 квадратных метров в Киеве и домом свыше 250, лишь в одном случае налогооблагаемую площадь уменьшат на 120 метров. Все остальные метры в его собственности будут облагаться налогом.
Как рассчитывается налог?
- Базой налогообложения является метраж, ставкой налога является 1 метр квадратный. Кодексом установлены лимиты, выше которых местные органы власти не имеют права устанавливать налоги. Наш горсовет предусмотрел этот размер в пределах 1%. И это вписывается в параметры, предусмотренные Налоговым кодексом. Если посчитать от нашей минимальной заработной платы, которая составляет 960 гривен, то 1% - это 9,60 за 1 квадратный метр.
Кто насчитывает сумму налога. Собственник недвижимости?
- Нет. Эти средства насчитываются самостоятельно налоговыми органами согласно данных, которые они получают из реестра владельцев недвижимого имущества. Соответствующее сообщение о начислении налоговые органы направляют плательщику по адресу регистрации. Если, конечно, он не сообщил налоговикам иное место жительства.
А сроки оплаты какие?
- Физическое лицо должно уплатить налог в течении 60-ти дней с момента вручения такого налогового решения. Налоговым периодом для данного налога является один календарный год. Налог уплачивается раз в год. Если у физического или юридического лица из-за большого количества недвижимости в собственности будут возникать вопросы, связанные с налогообложением, то предусматривается порядок и механизм сверок с налоговыми органами и коррекция этих налогов.
Юридические лица должны платить налог тоже один раз в год. До 1 января, следующего за отчетным периодом года, они должны подать декларацию, в которой необходимо отразить объем налоговых обязательств. И, соответственно, в данном квартале погасить.
Ваша оценка решения Киевсовета?
- Надо отметить, что я бы не преувеличивал значение этого налога. Потому что потенциальных объектов налогообложения не так уже и много. И данный налог не коснется большей части жителей. Согласно статистике, объем недвижимости с площадью боле 120 м. кв. в собственности граждан не превышает 5% всей базы жилья в городе Киеве.
Налог в Киеве введен на жилую площадь, а не на общую. Квартир с жилой площадью в 120 кв. м. и домов с жилой площадью в 250 – очень мало.

Оформление прав собственности на землю
Стать полноправным хозяином земли в Украине можно как в отношении земель первичного рынка (путем приватизации и бесплатного получения земли из земель государственной и коммунальной собственности), так и в отношении земель вторичного рынка путем приобретения земельного участка на основании какого-либо договора об отчуждении земли либо путем получения этой земли в наследство. В первом случае нужно пройти долгую и нудную процедуру землеотвода и получения разрешения местного совета либо местной государственной администрации, только по окончании которой идти уже в управление Госкомзема за кадастровым номером и госактом на землю. Сегодня мы остановимся на втором варианте приобретения земли в собственность – на основании гражданско-правового соглашения об отчуждении земли либо на основании свидетельства о праве на наследство. В этом случае процесс оформления права собственности выглядит немного по-иному. Он проще, быстрее, но дороже. Итак, речь пойдет о приобретении в собственность земельного участка на вторичном рынке.                                                  

Право собственности удостоверяется договором.                                         
На первом этапе происходит заключение и нотариальное удостоверение гражданско-правового договора, направленного на приобретение земельного участка в собственность (например, купля-продажа, мена, дарение, договор об удовлетворении требований кредиторов, прилагаемый к договору ипотеки земельных участков). При этом договор в качестве обязательного приложения предполагает включение госакта о праве собственности предыдущего собственника, а в обязанности нотариуса вменяется проставление отметки о переходе права собственности в соответствии с разрабатываемым Кабмином Украины порядком. До вступления в силу Закона от 03.03.2009 г. № 1066-VI каждый покупатель земельного участка должен был оформить на свое имя государственный акт на право собственности. С принятием Закона право собственности на частные земельные участки удостоверяет не только государственный акт. Право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения ее пределов и целевого назначения, удостоверяется теперь также и гражданско-правовым соглашением об отчуждении земли в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому соглашению, а также свидетельством о праве на наследство. Следует отметить, что Законом № 1066-VI установлена норма относительно проставления на государственном акте о праве собственности на земельный участок отметок об отчуждении земельного участка и о регистрации прав на земельный участок.
   
Как получить отметку на госакте .                                                                               
Пунктом 4 Постановления Кабмина "О некоторых вопросах удостоверения права собственности на землю" определено, что территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка должен сделать отметку о регистрации права собственности на земельный участок в течение 14 календарных дней со дня получения документа о переходе права собственности на него. Кадастровый номер в случае его отсутствия присваивается земельному участку до проставления отметки о переходе права собственности на земельный участок после возобновления ее пределов в натуре (на местности) и закрепления их долгосрочными межевыми знаками установленного образца по соответствующей утвержденной технической документации, и внесения сведений о земельном участке в автоматизированную систему государственного земельного кадастра. Согласно Временному регламенту, утвержденному приказом Госкомзема № 326 от 22.06.2009 г., собственник земельного участка подает в территориальный орган Госкомзема по месту нахождения земельного участка с заявлением следующие документы: гражданско-правовой договор об отчуждении земельного участка в случае приобретения права собственности на земельный участок на основании такого соглашения или свидетельство о праве на наследство; государственный акт на право собственности на землю (земельный участок) с отметкой нотариуса о переходе права собственности на земельный участок. Территориальный орган Госкомзема в день поступления документов регистрирует заявление в Журнале учета заявлений и предоставленных услуг по проставлению на госакте отметки о регистрации права собственности на земельный участок в Поземельной книге. Потом на заявлении делается отметка о дате регистрации и ее регистрационный номер и, по желанию заказчика услуг, – на втором экземпляре заявления или копии заявления, которые остаются у заказчика. В случае соответствия предоставленных документов в течение трех календарных дней со дня их подачи территориальное управление Госкомзема выдает заказчику квитанции на оплату услуг по оформлению государственного акта на основании гражданско-правового договора об отчуждении земельного участка или свидетельства о праве на наследство. Также нужно оплатить и услугу по внесению записи в Поземельную книгу и внесению сведений в базу данных автоматизированной системы Государственного земельного кадастра. Потом территориальный орган Госкомзема передает в соответствующее структурное подразделение Центра Государственного земельного кадастра поданные собственником земельного участка документы и техническую документацию по землеустройству на этот участок. Центр Государственного земельного кадастра, в свою очередь, осуществляет проверку полученных документов в течение семи календарных дней и вносит соответствующие записи о новом владельце в Поземельную книгу и возвращает все документы в территориальный орган Госкомзема, который в течение четырех дней делает на государственном акте отметку о регистрации права собственности на земельный участок. Собственник земельного участка в день обращения предоставляет копии квитанций об оплате услуг по оформлению госакта и выполнению всех вышеуказанных действий, после чего территориальный орган Госкомзема выдает владельцу гражданско-правовое соглашение или свидетельство о праве на наследство вместе с госактом с проставленной на нем отметкой.                                                                                                                                                                           Цена цена вопроса .         
Стоимость услуг по оформлению государственного акта на основании гражданско-правовых соглашений об отчуждении земельного участка или свидетельства о праве на наследство, а также по внесению записи в Поземельную книгу и внесению сведений в базу данных Государственного земельного кадастра определяется в соответствии с п.п. 13, 20 и 23 таблицы 6.1 Размеров оплаты земельно-кадастровых работ и услуг, утвержденных совместным приказом Госкомзема Украины, Минфина Украины и Минэкономики Украины от 15.06.2001 г. № 97/298/124.Оформление государственного акта на право собственности на землю на основании нотариально удостоверенных договоров купли-продажи земельного участка и документа об оплате, дарения, наследования и т. п. стоит 30 гривен для физических лиц, 50 гривен – для юридических лиц. Присвоение кадастрового номера обойдется гражданам в сумму от 5 до 25 гривен, предприятиям – от 60 до 80 гривен. Запись в Поземельную книгу Госкомзем осуществит за 10 и 30 гривен соответственно. То есть вся эта канитель в Госкомземе обойдется физическому лицу максимум в 65 гривен. Что касается первоначальных расходов, то при оформлении договора у нотариуса нужно будет оплатить его услуги, госпошлину (у государственного нотариуса) заплатить налог с дохода физического лица. Налог платится тем, кто получает доход: при купле-продаже это продавец, при дарении и наследовании – одаряемый либо наследник. Если это договор об отчуждении, являющийся возмездным, нужно будет оплатить еще и взнос в ПФУ (1%). Без уплаты всех перечисленных платежей или без подтверждения оплаты налога на доход нотариус сделку не оформит. Также, если в договоре указана заниженная цена, отличная от сложившейся на рынке, нотариус может потребовать либо указать реальную цену, либо искать другого нотариуса. Поэтому к нотариусу нужно прийти с оценкой земли, полученной из Госкомзема, а также со справкой о том, что земельный участок не находится в залоге (на него не наложена ипотека

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КОНТАКТЫ

Моя фотография
ДНЕПРОПЕТРОВСК, Ukraine