Реклама

НЕДВИЖИМОСТЬ И ЗАКОН

~ Отмена моратория: Кому достанутся украинские черноземы?

~ Что нужно знать, чтобы не потерять наследство


Отмена моратория: Кому достанутся украинские черноземы?

На рынке земель сельскохозяйственного назначения готовится "революция", власти намерены отменить мораторий на продажу земли. Соответствующие законопроекты уже разработаны и подготовлены для рассмотрения Верховной Радой. Кто будет иметь право на приобретение украинских черноземов, что будет происходить со стоимостью и какие последствия ожидают крестьян, рассказывает директор Департамента нормативно-правового обеспечения развития земельных отношений Государственного комитета земельных ресурсов Евгений Бердников.
UBR: На этой неделе одной из топ – новостей стало заявление Виктора Янукович о желании разрешить иностранцам покупать землю. Президент сказал, что мы внедряем рынок земли для того, чтобы стимулировать не спекуляции, а производство и обеспечить равные условия доступа к этому рынку отечественных и иностранных субъектов хозяйствования. Как вы отреагировал и на эти заявления?
Е.Б.: Мы - орган исполнительной власти и мы должны выполнять те поручения, которые нам дает президент, правительство. На сегодняшний день каких-то изменений пока не произошло в тексте законопроекта о рынке земель, который разрабатывается Министерством аграрной политики при участии специалистов Госкомзема, с участием ведущих ученых Украинской академии аграрных наук. В тексте законопроекта о рынке земель предусмотрено в качестве субъектов исключительно государство, органы местного самоуправления и граждане, имеющие соответствующее образование и опыт работы, физические лица. Но, хочу обратить внимание, что исходя из понятия рынка земель участие в рынке земель - это не всегда означает покупку - продажу земель. Сегодня развиваются такие институты и на развитие этих институтов также направлен законопроект. Т.е. пользование землей для сельскохозяйственных потребностей, как долгосрочная аренда земли.
UBR: Сейчас всех интересует продажа земель, пока действует мораторий. Эксперты говорят, что всё же, юридические лица и иностранцы будут допущены и это поспособствует подорожанию украинских земель.
Е.Б.: Дело в том, что вопрос допуска или не допуска тех или иных лиц, это - вопрос, который будет решаться депутатами в сессионном зале, когда будет проходить голосование за этот законопроект. Что касается вопросов оценки земель, и вопросов цены, то тут, безусловно, есть несколько аспектов, влияющих на цену, которых надо придерживаться для того, чтобы крестьянин получил за собственную земельный участок адекватную цену.
UBR: Ваша структура хочет пересмотреть и повысить нормативно - денежную оценку земли. В прессе назывались цифры до 18 - 20 тысяч гривен. Как это может повлиять на реальную стоимость, по которой можно будет продать свои наделы?
Е.Б.: Средний размер нормативно - денежной оценки украинских черноземов это 11 тысяч 900 гривен за гектар. На сегодняшний день завершается работа над пересмотром методики оценки сельскохозяйственных земель. И мы делали такие предварительные прогнозные анализы и в случае, если мы изменим методику, то у нас, где-то в 1, 5 - 2 раза вырастет нормативно-денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения.
UBR: Что это даст, эксперты говорят, что Леонид Козаченко говорит о том, что фактически, после 1 января 2012 дороже, чем 2 тысячи за гектар земли взять не удастся, даже если нормативная оценка земли будет значительно выше.
Е.Б.: Кстати, проект закона предусматривает продажу земель по цене не ниже экспертной оценки, возникает вопрос, для чего мы занимаемся вопросами нормативно-денежной оценки. Дело в том, что нормативно-денежная оценка земель - это фискальная ее оценка. Это и оценка, с которой уплачивается земельный налог, используемая для расчета арендной платы и здесь есть очень интересная вещь. Оценщики хорошо понимают связь между уровнем арендной платы и реальной ценой объекта. Пример с недвижимостью: каждый человек, который имеет свободную квартиру, имеет право продать ее или сдать в аренду. Когда есть высокие арендные ставки, тогда выгоднее сдавать ее в аренду. И в свое время это способствует поднятию цен на соответствующий объект.
UBR: Таким образом, вы хотите стимулировать рынок?
Е.Б.: Таким образом, мы хотим влиять на ситуацию на рынке. Таким образом, мы хотим обеспечить возможность для крестьянина получать соответствующий бонус. Больше зарабатывать на аренде, не продавая землю, чтобы мы первую волну не породили, когда на рынок выйдет слишком много земельных участков. С другой стороны, это будет, безусловно, определенным влиянием и на ценовую политику на рынке, когда большая аренда повлечет за собой увеличение рыночной стоимости земли.
UBR: Сколько земли можно будет сконцентрировать в одних руках?
Е.Б.: На сегодняшний день нормами проекта закона в том виде, в котором он существует сейчас, этот уровень зависит от нахождения земельного участка в определенной сельскохозяйственной зоне. То есть, если это Карпаты, это минимальный уровень. Это 900 гектаров. Если это степная зона, это максимальный уровень. Это -2 тысячи 100 гектаров в одни руки. Откуда взялись эти нормы вообще? Это научные расчеты Украинской академии аграрных наук, исходя из современного уровня агротехнологического производства.
UBR:А если человек живет в городе, он тоже может претендовать так же, как крестьянин, на приобретение земли и на концентрацию именно такого размера земель у себя?
Е.Б.: Сегодня круг субъектов в том виде, как они указаны в действующем законопроекте, сужен. Что касается физических лиц, то эти лица должны иметь или сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве. Для чего эта норма туда закладывалась.
UBR: Простите, если я журналист, живу в городе Киеве, я не смогу владеть 1100 гектаров, да?
Е.Б.: Получите сельскохозяйственное образование. Перебирайтесь в село и работайте.
UBR: Вы разрабатываете проекты законов о земельном кадастре и о рынке земли. На каком этапе они находятся, и успеете ли вы с этой работой до 2012 года?
Е.Б.: Сегодня проект закона о рынке земель, как и проект закона о земельном кадастре - разработаны. Внесение тех или иных изменений в проект закона о рынке земель будет происходить очень легко, потому, что этот закон еще не внесен в Верховную Раду. Что касается проекта закона о государственном земельном кадастре, где мы принимали непосредственное участие в разработке депутатского законопроекта, который зарегистрирован в Верховной Раде, его авторами являются народные депутаты Бевзенко, Ткач и Лукьянчук. Этот законопроект разрабатывался совместно со специалистами Госземагентства, совместно со специалистами Минюста, Минагропола. То есть, этот такой комплексный взвешенный документ, который уже зарегистрирован в Верховной Раде, он прошел слушания во многих комитетах Верховной Рады, отношение к нему положительное и мы надеемся, что в апреле, в крайнем случае, в первой половине мая, он будет принят в первом чтении.
UBR: А другой?
Е.Б.: Что касается вопроса закона о рынке земель, законопроект готов. Сейчас он завершает свои согласования в министерствах, и правительство может внести его в Верховную Раду.


Что нужно знать, чтобы не потерять наследство

 Юристы, назвали десять фактов, которые должен знать наследник об изменениях в законодательстве, чтобы не потерять право на наследство.
Напомним, 14 октября президент Украины Виктор Янукович подписал закон № 2527–VІ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с ратификацией Конвенции о введении системы регистрации завещаний", принятый Верховной Радой Украины 21 сентября 2010 года.
факты, на которые стоит обратить внимание, ввиду последующих изменений:
1. Причина изменений - присоединение к европейской конвенции.
Принятые изменения направлены на реализацию Конвенции об учреждении системы регистрации завещаний от 1972 года, которую Украина ратифицировала 10 июля 2010 года.
2. Изменения вступают в силу 20 апреля 2011 г.
Закон № 2527–VІ, подписанный президентом, вступит в силу 20 апреля 2011 года, через шесть месяцев со дня его опубликования.
3. Все завещания регистрируются в обязательном порядке в едином Наследственном реестре.
С момента их вступления в силу все завещания, а также их изменения и отмена, подлежат государственной регистрации в Наследственном реестре. Следует отметить, что в Украине с 2005 г. существует Наследственный реестр. Но на практике должностные и служебные лица (главы сельских советов, главврачи, капитаны суден, и т.д.), удостоверяя завещания, не передают данные в реестр ввиду отсутствия требования о регистрации завещаний на законодательном уровне. Такие завещания являются действительными, однако проверять факт их наличия довольно сложно.
4. Потенциальные наследники в первый же день после смерти завещателя смогут узнать о наличии завещания.
Наследникам больше не нужно будет ожидать истечения шести месяцев для того что бы узнать о существовании завещания. Сразу же после смерти завещателя обратившись к любому нотариусу наследник может узнать было ли сделано завещание или нет. Наследники будут избавлены от ситуации, при которой в последний день обращения придет кто-либо из потенциальных наследников с информацией о том, что все завещали именно ему.
5. Наследник может узнать о наследстве, предъявив свидетельство о смерти.
Выписка из реестра завещаний о наличии оформленного завещания выдается только завещателю, а после его смерти – любому лицу, которое предъявило свидетельство о смерти или другой документ, который подтверждает факт смерти завещателя. Любому лицу, даже если оно не является наследником по закону, но считает себя вероятным наследником по завещанию, предоставляется право выяснить факт наличия завещания и место его хранения после предъявления свидетельства о смерти завещателя. Однако, оговорка закона о необходимости предъявления документа о смерти, сужает право лица на получение такой информации, поскольку не всегда у заявителя будет такой документ.
6. Наследственный реестр минимизирует возможные махинации с наследством.
Кроме удобства регистрация завещаний в Наследственном реестре направлена на минимизацию возможных злоупотреблений в сфере наследования. После вступления этой нормы в силу сделать завещание "задним числом" будет даже теоретически невозможно.
7. Единый реестр дает возможность получить информацию о завещании после смерти завещателя даже заграницей.
Главная цель создания системы регистрации завещаний - уменьшение риска несвоевременного обнаружения завещания, а также содействие выявлению завещания после смерти завещателя, в том числе и заграницей.
8. Завещания, зарегистрированные до вступления закона в силу, не нужно переоформлять.
Лицам, которые до вступления в силу закона № 2527–VІ составили завещания у нотариусов, и завещания которых были надлежащим образом внесены в Наследственный реестр, нет необходимости составлять новые завещания.
9. Если завещание оформлялось не нотариусом, а уполномоченным чиновником, необходимо проверить наличие завещания в едином реестре.
Если завещания были составлены у других должностных/служебных лиц, целесообразно проверить, были ли они зарегистрированы в Наследственном реестре.
10. Вопросы процедуры и формы регистрации в реестре остаются невыясненными.
В данный момент открытым остается вопрос: каким образом служебные и должностные лица, которые в соответствии с законом имеют право на удостоверения завещаний, но не имеют доступа к электронному Наследственному реестру, будут регистрировать завещания. Также неясным остается вопрос, какие именно сведения о завещании будут вноситься в Наследственный реестр: информация о завещателе, виде завещания и месте хранения завещания или вся информация о наследниках и завещанном имуществе. Разработать и принять процедуру регистрации должен Кабинет министров в течении шести месяцев с дня опубликования данных изменений, подписанных президентом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КОНТАКТЫ

Моя фотография
ДНЕПРОПЕТРОВСК, Ukraine