Реклама

Как и где привлечь деньги.

Чаще всего для привлечения акционерного капитала украинские компании используют Лондонскую, Франкфуртскую или Варшавскую фондовые биржи. Во Франкфурте, например, в 2007 году провела IPO на сумму $105 млн компания "ТММ", в Лондоне размещались Ferrexpo ($499 млн в 2007-м), Мироновский хлебопродукт ($371 млн в 2008-м) и Авангард ($187,5 млн в 2010-м). На Варшавской бирже привлекали средства Астарта ($31 млн в 2006-м) и Кернел Групп ($220 млн в 2007-м).
У каждой биржи есть свои преимущества и недостатки. Размещение средств на Лондонской бирже — это самый желаемый, но в то же время наиболее затратный вариант. Здесь собраны крупнейшие инвесторы со всего мира, однако доступ к ним дорог: стоимость услуг юридических, аудиторских, инвестиционных компаний, которые помогают подготовить IPO в Лондоне, достаточно высокая (8–10% от суммы размещения). Выйти на Франкфуртскую биржу проще. Требования к компаниям лояльнее, а цены ниже (6–7% от привлеченной суммы). Размещение на немецкой площадке привлекательно для небольших и средних компаний, ориентирующих свой бизнес на Европу. В Германии инвесторы отдают предпочтение компаниям таких секторов, как химпром, фармацевтика, энергетика, машиностроение, недвижимость, IT, ретейл.
Среди плюсов Варшавской биржи — лояльные корпоративные требования к эмитентам и дешевая стоимость выхода на рынок: проведение IPO здесь обойдется компании в 4–6% от привлеченной суммы. ВФБ позиционирует себя как аграрная биржа, что наверняка понравится компаниям агросектора. Но крупным эмитентам, желающим продать акции на сумму свыше $200 млн, в Польше пока делать нечего.
В ближайшие два-три года альтернативой ВФБ могут стать российские биржи, в частности ММВБ. По словам управляющего партнера российской компании "Универ Консалтинг" Игоря Бондаренко, на российский фондовый рынок приходится 60% объема организованных торгов СНГ и стран Восточной Европы. Ежедневный оборот на ММВБ составляет $1,8 млрд: это выше, чем на Варшавской и Сингапурской биржах. Проведение IPO здесь обойдется компании в 6–7% от суммы размещения.
"Шансы успешно провести IPO в России есть у крупных компаний машиностроительного сектора и у горнорудных предприятий, которым сложно продать свою историю в Лондоне", — считает директор отдела инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог Украина" Игорь Петрашко. Кроме того, размещение в России позволит компаниям в будущем выпускать рублевые долговые бумаги. Имея рублевые денежные поступления, гораздо логичнее привлекать финансирование в рублях, чем брать кредиты в долларах или евро.
А вот далекие Нью-Йоркская и Гонконгская биржи в ближайшее время вряд ли будут интересны украинцам. В США, например, суровое законодательство: доступ к бирже имеют крупнейшие мировые компании или крупные госпредприятия. Азиатских инвесторов тоже интересуют исключительно промышленные гиганты. В начале 2010 года, например, на Гонконгской бирже публичное размещение провел крупнейший в России производитель алюминия — холдинг "РусАл". Компания сумела привлечь $2,2 млрд. Замахнуться на Гонконг могли бы украинские Метинвест и ДТЭК. Однако IPO для них — скорее выход на новую ступень развития, нежели острая необходимость дополнительного финансирования. Для публичного размещения эти компании будут ждать лучших времен.
популярными будут альтернативные площадки, такие как NewConnect в Варшаве, Open Market во Франкфурте или даже AIM в Лондоне. Именно здесь будут размещаться небольшие компании с капитализацией от $5–7 млн. Сейчас спросом у инвесторов, например, на площадке NewConnect пользуются IT-компании.
Альтернативные площадки предлагают небольшим молодым компаниям упрощенные условия привлечения средств. Как правило, от эмитентов требуются лишь ежегодные и полугодовые отчеты по международным стандартам, а также текущие отчеты о событиях, которые оказали существенное влияние на финансовое положение компании. Кроме того, среди плюсов альтернативных площадок — минимум формальностей в кратчайшие сроки. Разрешение на проведение IPO здесь можно получить в течение трех-четырех месяцев. Да и суммы совершенно другие: здесь возможно привлечь сумму даже в $1–2 млн, в то время как на крупнейших мировых биржах речь идет о сотнях миллионов.
IPO на альтернативных площадках — шаг к получению листинга на мировых биржах: если компания зарекомендует себя надежным и перспективным участником фондового рынка, привлечь инвестора на основной площадке будет значительно проще.
Однако если собственники компании не уверены, что она готова к IPO, а листинг на одной из мировых бирж им не так уж и нужен, оптимальный вариант в таком случае — частное размещение, то есть продажа миноритарого пакета акций 10–20 инвесторам. Еще два года назад компаниям, которые осуществляли частное размещение, разрешалось не проходить международный аудит, а требования к эмитенту были минимальными. Но сейчас, несмотря на то что зачастую участники такого пула знакомы с особенностями ведения бизнеса в Украине, от компаний они требуют предоставить как минимум аудированную финансовую отчетность за один год и стратегию развития компании на ближайшие три-пять. Рисковать западные инвесторы не готовы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

КОНТАКТЫ

Моя фотография
ДНЕПРОПЕТРОВСК, Ukraine